Российский суд разрешил слежку за населением с использованием системы распознавания лиц

27.11.2019

Российский суд разрешил слежку за населением с использованием системы распознавания лиц

Савеловский суд опубликовал мотивировочную часть решения по делу № 02а-0577/2019 по иску москвички Алены Поповой, которая требовала признать незаконным применение технологии распознавания лиц в системе видеонаблюдения.

В Москве работает около 162 000 камер наблюдения, которые сейчас подключают к единой системе распознавания лиц. В ноябре 2019 года была закуплена первая партия графических ускорителей Nvidia для обработки данных в дата-центрах Департамента информационных технологий Москвы (ЕЦХД). В заявке упоминается хранилище данных на 1300 дисков (по 6–10 терабайт), ёмкость массива — почти 9 петабайт.

Алена Попова утверждала, что обработка биометрии с камер видеонаблюдения без письменного согласия человека нарушает закон о персональных данных, и требовала удалить её биометрические персональные данные из базы данных изображений, то есть из ЕЦХД. Савеловский суд отказал в иске.

В исковом заявлении Алена Попова объяснила, что в апреле 2018 года она провела одиночный пикет около здания Государственной Думы РФ: Несмотря на отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих вину в организации и проведении несанкционированного массового мероприятия, Тверской районный суд адрес привлёк её к административной ответственности и назначил штраф.

Впоследствии постановление о привлечении к административной ответственности и наложение административного штрафа было обжаловано в вышестоящие суды: «В ходе рассмотрения указанного дела об административном правонарушении был произведён осмотр записей с камер видеонаблюдения, на которых в промежутке времени с время до время по тайм-коду видеокамеры зафиксировано целенаправленное приближение фокуса камеры (увеличение изображения) в 32 раза с фиксацией на лице административного истца, то есть признаки применение технологии распознавания лиц», — сказано в документе.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объёме на следующем основании: «Департамент получает и обрабатывает изображения в ЕЦХД руководствуясь ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображён) не требуется в случаях, когда: 1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. 2. изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования».

Система видеонаблюдения использует технологии распознавания лиц, но не позволяет установить личность человека, говорится в решении Савеловского суда. У Единого центра хранения данных (ЕЦХД) отсутствуют необходимые для этого персональные данные, в том числе биометрические, а система только сравнивает изображение, поступающее с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительными органами. Алгоритмы могут выявить совпадение лишь с определённой долей вероятности (65%), а персональные данные департаменту не передаются.

Суд установил, что «технология распознавания лиц не является запрещённым способом использования информации её обладателем. Это комплекс видеоаналитических алгоритмов, представляющих собой совокупность организационно-технических мер и мероприятий, направленных на разработку и применение технических решений для реализации сервисов, предоставляемых с использованием ЕЦХД и соответствующих приоритетным задачам пользователей ЕЦХД».

Поскольку федеральным законом от дата № 152-ФЗ «О персональных данных» установлена разумная степень свободы использования механизма «обработка персональных данных/изображения», он используется Департаментом для достижения законных целей: «Государство вправе по своему усмотрению выбирать наиболее подходящие средства защиты прав граждан, — сказано в мотивировочной части решения суда. — На основании вышеизложенного, Департамент как оператор ЕЦХД имеет необходимые правовые основания для приема-передачи, хранения и обработки видеоинформации любым не запрещённым способом».

А сами видеоизображения не могут считаться биометрическими персональными данными, поэтому не требуется получать письменное согласие человека на их обработку, постановил суд.

С другой стороны, полиция имеет полное право обрабатывать персональные данные о гражданах и вносить полученную информацию в базы данных.

В то же время некоторые независимые юристы выражают сомнение в точности судебных формулировок. Суд не объяснил чётко, почему видеоизображение не является персональными данными, отметила партнёр Pen & Paper Екатерина Тягай в комментарии «Ведомостям», поскольку под это определение подпадает любая информация, если она позволяет идентифицировать человека.

Управляющий партнёр консалтинговой компании «Емельянников, Попова и партнеры» добавляет, что само видеоизображение человека не является биометрическими персональными данными, пока оно не переведено в математический код и не сравнивается с другими кодами из базы шаблонов. В законе о персональных данных перечислены случаи, когда можно использовать биометрические данные человека без его согласия, и функций ДИТа и ЕЦХД в этом перечне нет, т. е. обрабатывать биометрию человека без его согласия они не могут.

Ранее ДИТ поручил IT-интегратору «Ситроникс» организовать постоянное техническое сопровождение массовых мероприятий. Когда видеонаблюдение станет постоянным, в систему будет внедрена технология распознавания лиц, сказал замруководителя ДИТа Александр Горбатько.

Таким образом, в перспективе появится техническая возможность штрафовать граждан за правонарушения в автоматическом режиме, используя камеры видеонаблюдения.

В 2017 году сотрудники «Яндекса» разработали макияж, который защищает лицо пользователя от идентификации системой распознавания лиц.

Сейчас доступ к системе городского наблюдения Москвы имеют около 16 тыс. пользователей — это сотрудники правоохранительных органов, государственных и муниципальных организаций. 10 тыс. сотрудников органов исполнительной власти и 6 тыс. представителей правоохранительных органов могут просматривать видео в реальном времени и изучать архивы записей на рабочих местах и с мобильных устройств.

Однако доступ к системе 16 000 человек делает практически неизбежными случаи злоупотреблений со стороны людей, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Вполне вероятно, что скоро за небольшие деньги можно будет заказать слежку за любым человеком или «пробить» его перемещения в любую дату.

Источник: https://habr.com/ru/

 

Получите техническую консультацию